Назад к списку

Смерзаемость сыпучиx грузов

Для перевозчиков важны свойства грузов, которые они транспортируют. Перевозка должна осуществляться таким образом, чтобы материалы не изменяли своих свойств за время доставки. В противном случае грузополучатель может предъявить претензии перевозчику за порчу груза.

 Смерзаемость материалов относится к одним из таких свойств.Примером смерзающихся грузов могут служить уголь, щебень, песок, шлак, руда, доломитовая мука, кокс, земля, глина. Данные и многие другие материалы перевозят насыпью. При понижении температуры влажные частицы смерзаются между собой, образуя большие комки, примерзают к стенкам и днищу платформ и вагонов. 

Правилами железнодорожных перевозок предусмотрен порядок подготовки сыпучих грузов для перевозки, чтобы предохранить их от смерзания. Данные правила распространяются также и на автотранспорт.В обязанности отправителя входит проведение необходимых мероприятий для доведения процента влажности до значений, указанных в ГОСТе. К таким мероприятиям относится замораживание материалов с их последующим многократным пересыпанием и перемешиванием. Механическое рыхление производят с помощью бурофрезерных установок, вибрационных рыхлителей разного типа, ударно-клиновых и штанговых клиновых рыхлителей. 

Во время сильных морозов большие объемы сыпучих грузов перед погрузкой промораживают на специальных площадках. Для многократного пересыпания и перемешивания используют бульдозеры и экскаваторы. Механическое обезвоживание угля или руды на обогатительных предприятиях производят с помощью центрифуг, сгустителей, фильтров различных конструкций.Для снижения влажности сыпучих материалов применяются также химические способы, которые дают высокую эффективность. К примеру, для обезвоживания угля наибольшее распространение получило использование хлористого кальция. Это вещество применяют в порошкообразном состоянии либо в жидком виде. Его послойно добавляют в массу груза, разбрызгивают по внутренним поверхностям кузовов.Некоторые виды материалов предохраняют от смерзания путем добавления гашеной извести или поваренной соли, обеспечивая равномерное перемешивание. 

Однако эти вещества являются более дорогими, поэтому и применяют их значительно реже, чем хлористый кальций.Для предупреждения прилипания материалов к стенкам кузовов используют жидкие вещества, например, мазут, различные масла, продукты нефтепереработки. Минеральными и органическими смазками сбрызгивают внутренние поверхности вагонов перед погрузкой, а также верхний слой груза. Такая обработка эффективна при температурах, достигающих до 20 градусов. Для снижения уровня смерзаемости угля практикуют мелкодисперсное распыление масла по его поверхности на конвейерах, осуществляющих загрузку бункеров.Однако, как показывает практика, при дальних перевозках в зимний период профилактические меры не всегда дают нужный эффект.

 Поэтому прибегают к методам оттаивания с последующим рыхлением смерзшихся масс. Полувагоны на несколько часов загоняют в тепляки – крытые строения с камерами разогрева. Температура в камерах достигает до 80C. Прогрев может осуществляться как в местах отправки, так и в пунктах назначения.Перевозка на дальние расстояния часто сопряжена со сменой климатических условий и перепадами температур. Пункт приемки в таком случае оборудуется заказчиком специальными обогревательными установками или механическими рыхлителями для восстановления сыпучести материала.Когда отправителем оформляются сопроводительные документы, в накладных указывается процент влажности и вид профилактических мер от смерзания. Также проставляется отметка о том, что груз может смерзаться. 

По согласованию с грузополучателем для некоторых грузов, к примеру, для гравия, глины или грунта процент влажности не указывают. В этом случае профилактические мероприятия не проводят. 

Если груз доставлен в смерзшемся виде, то получатель оформляет соответствующий документ. Для разгрузки некондиционного материала понадобятся дополнительное время и силы. Это, в свою очередь, ведет к перерасходу средств. Финансовые потери в таких случаях несут как отправитель, так и грузополучатель. Поэтому очень важно своевременно и правильно провести профилактику смерзаемости.